Программа повышения квалификации «Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста»

Руководитель программы

Абросимова Елена Антоновна

кафедра коммерческого права и основ правоведения, заведующий кафедрой, доцент, доктор наук

Паспорт программы

Описание программы

Программа повышения квалификации

«Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста»

 

1. Цель реализации программы

 

Целью реализации программы «Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста» является системное повышение квалификации преподавателей юридических вузов, совершенствование их профессиональных компетенций, обновление знаний в области применения интерактивных методик при обучении юридическим профессиональным навыкам.

 

2. Формализованные результаты обучения

 

2.1. Задачами программы дополнительного профессионального образования «Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста» является формирование навыков преподавания юридических дисциплин с использованием интерактивных методик.

 

2.2. Программа учебного курса направлена на качественное изменение следующих компетенций:

  • способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне с использованием интерактивных методик обучения;
  • способность управлять самостоятельной работой обучающихся;
  • способность самостоятельно разрабатывать занятия, задания и материалы к ним с использованием интерактивных методик.

 

3. Содержание программы

Учебно-тематический план

программы повышения квалификации

«Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста»

 

Категория слушателей (требования к слушателям) – лица, имеющие высшее профессиональное образование; преподаватели и аспиранты юридических факультетов и вузов, профессиональных образовательных организаций, адвокаты.

Срок обучения – 36 часов: 13 часов аудиторной работы, 15 часов самостоятельной работы, 8 часов итоговой аттестации.

Форма обучения – с отрывом от работы (очная), без отрыва от работы (очно-заочная)

 

 п/п

Наименование

разделов

Всего,

час.

В том числе

практич.

и лаборат.

занятия

СРС

1

Знакомство участников, выяснение ожиданий участников от программы.

1

1

 

2

Необходимость применения интерактивных методик в юридическом образовании. Виды интерактивных методик

5

2

3

3

Работа в малых группах: варианты применения метода при проведении занятия

6

2

4

4

Использование демонстрации в интерактивном занятии

6

2

4

5

Ролевая игра (мини-суд) как интерактивный метод

6

2

4

6

Оценочные средства результатов интерактивного занятия

2

2

 

7

Методика разработки интерактивного занятия по обучению профессиональным навыкам

2

2

 

8

Итоговая аттестация

8

8

 

ИТОГО

36

13

15

Итоговая аттестация

Защита проектной работы

 

Учебная программа

повышения квалификации

«Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста».

 

Тема 1. Знакомство участников, выяснение ожиданий участников от курса (1 час)

Методики проведения знакомства участников. Методики выяснения ожиданий от курса. Использование стикеров.

 

Тема 2. Необходимость применения интерактивных методик в юридическом образовании. Виды интерактивных методик (5 часов)

Что такое навык и каким практическим навыкам надо учить будущего юриста? (мозговой штурм)

Как учить будущего юриста практическим навыкам? (дискуссия)

Что такое «интерактивный метод обучения»? Виды интерактивных методов обучения (дискуссия)

Дискуссия, дебаты и мозговой штурм как интерактивные методы обучения (презентация и обсуждение)

Займи позицию – интерактивный метод вовлечения всей аудитории в работу (ПОПС-формула, демонстрация)

 

Тема 3. Работа в малых групп: варианты применения метода при проведении занятия (6 часов)

Что такое работа в малой группе? (мозговой штурм)

Принципы деления аудитории на группы (дискуссия)

Организация и регламентация работы малых групп (презентация и обсуждение)

Возможные образовательные цели применения метода (дискуссия)

Сократов метод как инструмент, используемый при работе с аудиторией (презентация и обсуждение)

 

Тема 4. Использование демонстрации в интерактивном занятии (6 часов)

Возможные образовательные цели применения метода (дискуссия)

Визуализация информации, использование видео, аудио, фотоматериалов (презентация и обсуждение)

Демонстрационное «обыгрывание» реальных ситуаций и методика «стоп-кадр» (демонстрация и обсуждение)

Story-telling и использование авторитета тренера для вовлечения аудитории в образовательный процесс (дискуссия)

Особенности интерактивной демонстрации (дискуссия)

 

Тема 5. Ролевая игра (мини-суд) как интерактивный метод (6 часов)

Польза применения метода в образовательном процессе (мозговой штурм)

Основные правила организации занятия в форме ролевой игры (презентация)

Проблемы, возникающие при применении метода, и способы их разрешения (презентация и дискуссия)

Принципы отбора кейсов для ролевых игр (презентация и обсуждение)

Демонстрация отдельных элементов занятия

 

Тема 6. Оценочные средства результатов интерактивного занятия (2 часа)

Как оценить степень владения практическим навыком? (дискуссия в малых группах с последующей презентацией результатов)

Роль комментирования в интерактивном занятии (представление и обсуждение)

Правила организации обратной связи: тренер-аудитория, аудитория-аудитория (представление и обсуждение)

Оценка эффективности интерактивного занятия (мозговой штурм и дискуссия)

 

Тема 7. Методика разработки интерактивного занятия по обучению профессиональным навыкам (2 часа)

Формулирование цели занятия и ожидаемых результатов

Подбор методов для проведения занятия

Разработка поминутного плана занятия

Подведение итогов занятия, обратная связь

 

Тема 8. Разработка и демонстрация интерактивного занятия (8 часов)

Разработка каждой группой под контролем тренера плана интерактивного занятия с указанием его цели и ожидаемых результатов, при этом участники смогут сопоставить цели занятия и используемые методы обучения, с подбором интерактивной методики. Демонстрация плана и части интерактивного занятия. Его обсуждение и комментирование тренерами.

 

Номер темы

Виды самостоятельной работы слушателей

2.

Изучение материалов по теме «Необходимость применения  интерактивных методик в юридическом образовании. Виды интерактивных методик» (3 часа)

3.

Изучение материалов по теме «Работа в малых групп: варианты применения метода при проведении занятия» (4 часа)

4.

Изучение материалов по теме «Использование демонстрации в интерактивном занятии» (4 часа)

5.

Изучение материалов по теме «Ролевая игра (мини-суд) как интерактивный метод» (4 часа)

 

4. Материально-технические условия реализации программы

4.1. Занятия в рамках программы повышения квалификации «Применение интерактивных методов при обучении практическим профессиональным навыкам юриста» проводятся с использованием аудиторного фонда, компьютерного и иного оборудования (проекторы, флипчарты) для семинарских занятий четвертого учебного корпуса МГУ, закрепленного за юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

5. Учебно-методическое обеспечение программы

При реализации программы используются следующие учебно-методические средства:

        

Учебно-методические материалы:

  1. Учебно-методическое пособие «Юридическая клиника – образование, основанное на практическом опыте» под ред. Е.А. Абросимовой, М.Р. Воскобитовой, А.Б. Гутникова, И.Н. Лукьяновой.

 

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

  1. Максимова Т. Ю. Профессиональные навыки юриста. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата: [для студентов вузов по юридическим направлениям и специальностям] / Т. Ю. Максимова, Т. Ю. Маркова, Л. П. Михайлова; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва: Юрайт, 2016. – 192 с.
  2. Юридическая клиника – образование, основанное на практическом опыте: учебно-методическое пособие. Часть I. – М.:2015 – 308 с.
  3. Юридическая клиника – образование, основанное на практическом опыте: учебно-методическое пособие. Часть II. – М.:2015 – 244 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Горохова С.С. Юридическая техника: учебник и практикум для академического бакалавриата: [для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям] / С. С. Горохова; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. – М.: Юрайт, 2016. – 316 с.
  2. Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: метод, материалы для преподавателя к тому 1 / А.Б. Гутников, В.Н. Пронькин. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца II. Г. Ольденбургского, 2001.
  3. Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя / А.Б. Гутников, В.Н. Пронькин, Н.И. Элиасберг. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.
  4. Живое право. Книга для учителя. http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/98/38/t6.htm
  5. Калина В.Ф. Юридическая техника: учебник для прикладного бакалавриата: [для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям] / В.Ф. Калина; Рос. гос. гуман. ун-т. – М.: Юрайт, 2016. – 290 с.
  6. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник: [для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов] / Т.В. Кашанина. - 2-е изд., пересмотр. – М.: НОРМА [и др.], 2015. - 495 с.
  7. Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика: учеб. пособие / В.Н. Пронькин, А.Б. Гутников, Е.Н. Иванова. – Т. 1. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца II. Г. Ольденбургского, 2000.
  8. Пронькин В.Н. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: учебно-метод. пособие / В.Н. Пронькин, А. Б. Гутников. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.
  9. Пронькин В.Н. Живое право. Интерактивный курс практического права: материалы к семинарам / В.Н. Пронькин, А.Б. Гутников. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2002.
  10. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Рабочая тетрадь к тому 2: учеб. пособие для 10–11 кл. / В.Н. Пронькин, А.Б. Гутников. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П. Г. Ольденбургского, 2004.
  11. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права: учеб. пособие для 10-11 кл. – Т. 2. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.
  12. Сайт АНО «Центр развития юридических клиник http://codolc.com/library/Klinika_zhivoe_pravo
  13. Элиасберг Н.И. Живое право : учеб. программа к тому 1. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2013.

 

Электронные ресурсы:

  1. Сайт АНО «Центр развития юридических клиник»: www.codolc.com
  2. Электронный макет учебно-методического пособия «Юридическая клиника – образование, основанное на практическом опыте» под ред. Е.А. Абросимовой, М.Р. Воскобитовой, А.Б. Гутникова, И.Н. Лукьяновой. http://codolc.com/umk
  3. Онлайн-библиотека АНО «Центр развития юридических клиник»: http://codolc.com/bookslib

 

6. Требования к результатам обучения

 

Итоговая аттестация представляет собой защиту проектной работой, которая выполняется мини-группой.  Каждая группа под наблюдением своего преподавателя готовит занятие на заранее определенную тему или с применением заранее определенной интерактивной методики. На занятии производится демонстрация подготовленного занятия (его части) каждой группой и его комментирование. Комментирование осуществляют преподаватели (тренеры), и обучающиеся из других групп.

Вне зависимости от используемого интерактивного метода, подготовленный план занятия должен быть разработан детально: включать все элементы структуры занятия и предусматривать, сколько времени займет каждая часть занятия, как будет организована работа учащихся (как будет происходить деление учащихся на группы, какая информация о порядке работы им будет предоставлена и в какой форме и т.д.), в какой форме будет проводиться рефлексия, будет ли дано домашнее задание и если да, то как будет контролироваться его выполнение.

Особое внимание будет уделено формулировке учебных результатов занятия (по форме: «В результате этого урока обучающиеся смогут…»). При этом:

  • должно прослеживаться четкое соответствие между интерактивной частью занятия и планируемыми результатами (использование интерактивной части должно приводить к получению именно этих результатов);
  • учебные результаты не должны быть гипотетическими;
  • достижение этих результатов должно быть проверено в ходе рефлексии;
  • учебные результаты должны быть направлены на приобретение практических навыков.

При разработке группами интерактивной части занятия, необходимо, чтобы:

  • у выбранного казуса или вопроса правильных решений было больше, чем одно;
  • ни одна из сторон спора (конфликта) не должна быть очевидно неправой;
  • материал для интерактивной части должен иметь опору на практический опыт аудитории;
  • используемые материалы должны способствовать достижению всех запланированных результатов обучения.

Имеет значение и оценка командной работы. Каждый из членов мини-группы должен принять участие в демонстрации занятия.

 

В ходе наблюдения за занятием преподаватели будут заполнять следующую форму:

 

Вопросы по этапам занятия

Комментарии

1.

Мотивация

 

 

была проведена

 

 

заинтересовала обучающихся

 

 

соответствовала учебным результатам

 

2.

Учебные результаты

 

 

— важные правовые знания

 

 

— важные практические навыки

 

 

— важные ценностные установки

 

 

актуальны для обучающихся

 

 

были известны и понятны обучающимся

 

3.

Информация

 

 

была точной и достоверной

 

 

была необходима и достаточна для работы обучающихся

 

 

была представлена в доступной форме

 

 

была интересна обучающимся

 

 

была сбалансирована, представляла разные точки зрения

 

4.

Интерактивная часть

 

 

Метод подходил для учебных результатов

 

 

Обучающиеся сотрудничали друг с другом

 

 

Все обучающиеся были активно вовлечены в занятие

 

 

Обучающимся хватало времени на взаимодействие, подготовку, выступления, ответы на вопросы и т.д.

 

5.

Рефлексия

 

 

была проведена

 

 

дала возможность обучающимся проанализировать полученный опыт

 

 

была неформальной, конструктивной

 

 

помогла оценить степень достижения учебных результатов

 

 

Дополнительные комментарии

 

 

Оценка уровня освоения программы осуществляется аттестационной комиссией по пятибалльной системе на основании формы наблюдения за занятием.

 

7. Составители программы

 

АБРОСИМОВА Елена Антоновна – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения

ДРАНЖЕВСКИЙ Максим Дмитриевич – ассистент кафедры коммерческого права и основ правоведения